Добро пожаловать на сайт
МОУ «Красночикойская СОШ №2», ассоциированной школы ЮНЕСКО
Вторая половина XVIII века. Необозримые просторы российского государства, особенно Сибирь, оставались неосвоенными и малозаселенными.
Правительство Екатерины II усмотрело в старообрядцах прекрасных колонистов, которые смогут производить хлеб и другие сельскохозяйственные продукты там, где их не хватает. Они исконные земледельцы, предприимчивы, трудолюбивы, трезвы, отличные общинники, да и на западных границах без них спокойнее. Поэтому возложить на них задачу развития земледелия на неосвоенных территориях было просто необходимо.
Но кто же такие старообрядцы? Как гласит история это люди, которые поклонялись старой вере. С принятием христианства на Руси все праздничные и народные развлечения, обряды были отнесены церковью к бесовским и жестоко преследовались.
Бьющее через край веселье народа не могло ужиться с мрачной смиренностью «постной христианской идеологии». А власти все наступали, в 1648 году царь Алексей Михайлович «Тишайший» издал указ, запрещающий все виды «бесовских увеселений», которые бытовали на праздненствах народа с языческих времен. Объявили о реформе Никона. Все несогласные были названы старообрядцами и преданы церковному проклятью. На них начались гонения. Старообрядцы бегут на окраины России и за ее пределы.
Так были основаны старообрядческие слободы и районы Стародубья, бывшей Черниговской губернии, на Витибе по реке Соги недалеко от Гомеля.
Во второй половине XVIII века царское правительство надеялось создать в Сибири устойчивое хлебопашество, возложив на старообрядцев эту задачу.
В Сибирь их отправили насильственно в сопровождении солдат и казаков.
Переселение в Забайкалье происходило не одновременно: первая партия старообрядцев прибыла в Иркутск в декабре 1756 года. А в январе-феврале следующего 1757 года староверы были отправлены из Иркутска и расселены в Забайкалье по реке Чикой и другим притокам Селенги.
Так как старообрядцев выселяли семьями, то и кочевали они семьями. За это и прозвали их «семейными» или «семейскими».
Действительно, по данным Красночикойского музея, известно, что село Красный Чикой (Красный Яр) было основано 1670 году старообрядцами.
Немало трудностей было в основании забайкальских таежных земель, с выкорчевкой деревьев, осушением болот и подъёмом целины. Но ни тяжелая работа, ни гонение на староверов со стороны чиновников, ни мракобесие установщиков и начетников, преследовавших за вольное слово, за пляску и песню - ничто не могло убить в душе народа его неистребимую любовь к красоте, веселью и песней добиться того чтобы староверы отказались от старых традиций, обычаев и обрядов. Несмотря ни на что старообрядцы сохраняли русскую культуру.
Шла я сюда, ребятишки глазеют
Думают, сбежал экспонат из музея
А костюм-то из нашего села
Я его у бабушки взяла.
Кто такие, семейские, спросите?
Могу рассказать, коль попросите.
Как-то давным-давно, был в
Православной церкви раскол
Мне сказал как-то кум
Что был Протопоп Аввакум
Он поднял почти восстание,
Чтоб креститься двумя перстами
И все, кто за ним шли братцы
Звались старообрядцы.
Их попы и цари притесняли
И в Сибирь, Забайкалье ссылали
И той ненастной порой
Сослали семейских в Чикой.
Кто такие семейские, спросите вы?
Могу рассказать, коль попросите.
Семейских, ссыльными звали,
Что целой семьёй кочевали
С ребятишками шли, стариками
Сибирь, измеряя шагами.
В дороге рождались и умирали
Ведь года три они кочевали.
Но вот, наконец, и Чикой
Батюшки, вид-то какой!
Река-то, река широка, глубока
И сопки кругом, и долины, и кручи
И лес непроглядный дремучий!
Не клонятся бурям и ветру,
Стоят вековые кедры, потрескивают от мороза,
Красавицы сосны, берёзы!
Красота-то, глядишь красотой,
Только жить где семье?
Ведь дикая во всё земля ни селения,
Ни зимовья, ни пахать, ни садить, ни сеять,
Только лес кругом зеленеет.
Думала Екатерина царица
От семейских освободиться.
Думала, да просчиталась,
А дальше вот что сталось
Терпение и труд — всё перетрут
С трудовыми руками никто не умрёт —
Так говорит народ!
Жизнь трудной была, невесёлой,
Но появились первые сёла,
Пашни зазеленели, песни кругом зазвенели
Такой уж у нас народ:
Пашет, сеет - поёт, ткёт, прядёт-поёт
А об гуляниях уж и говорить нечего.
А решение вовсе не главное
Двумя, тремя креститься перстами,
А всем кулаком, дело вовсе не в том,
А в том суть дела, что жить в кабале надоело.
А этот раскольничий крест — просто вызов, протест.
И чтоб проявить непокорность
Во всём проявляем мы гордость
Преданья храним старинные,
Песни семейские длинные.
IV Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая»
Вернуться в зал «Краеведческий» |